Мир джаза понес великую потерю

15.06.2015

Мир джаза совсем недавно понес существенную утрату в лице основателя направления фри-джаз Орнета Коулмена. В возрасте 85 лет он прекратил свой жизненный путь, о чем сразу же стало известно широкой общественности. Стоит отметить, что данный музыкант является весьма интересной и несколько противоречивой личностью, а о величине его вклада в современный джаз спорят многие критики.

Основатель фри-джаза

Внимание к этому исполнителю было приковано уже начиная с 1961 года. Именно тогда и принято вести отсчет от появления нового стиля джаза в результате выхода нового альбома. С того времени самим музыкантом было выпущено около 40 пластинок, которые были довольно востребованы среди ценителей джаза.

Сам музыкант родился в далеком 1930 году на территории штата Техас. Любовь к музыке было ярко видан еще с детства. С этой целью мальчик самостоятельно изучил игру на саксофоне и мог сам исполнять определенные композиции. Это привело к тому, что уже в 14 лет он начинает играть в составе некоторых групп.

Тем не менее, была потребность в своем обеспечении и с этой целью в период 50-х он работает в Лос-Анджелесе лифтером, что позволяет ему обеспечивать себя и продолжать уделять внимание музыке. Он понимает, что ему необходимо дополнительное музыкальное образование, и с этой целью берет уроки музыки.

Затем он совместно со своими друзьями решает провести ряд экспериментов на пластиковом альт-саксофоне. Целью экспериментов является выяснение возможностей такого инструмента и целесообразности исполнения музыкальных композиций на нем. Дальше Коулман принял решение переходить уже к профессиональной музыкальной деятельности и с этой целью он записывает в конце 50-х несколько альбомов. Также он имел успех при выступлении на крупнейших фестивалях Америки. Также он предпринимает скромные попытки расширить свою музыкальную деятельность и выступает на гастролях в Европе.

Затем у музыканта наступает некий творческий кризис и он принимает решение прекратить свои выступления. Это произошло в 1964 году, после чего он принимает твердое решение освоить трубу и скрипку. На это у него ушло приблизительно 2 года, в результате чего он решает организовать новый квартет. Такой подход и перемены в жизни были весьма успешными, так как уже в следующем году некоторые журналы признают его наиболее успешным музыкантом года.

В постоянных поисках нового

Стоит отметить, что и на этом рубеже своего успеха он решил не останавливаться. Его интересовали новые возможности в освоении музыки и он усердно искал новые интересные направления, которые понравятся слушателям и существенно расширят горизонты музыкальных композиций. Насколько это ему удалось, довольно сложно судить однозначно, и не все музыкальные критики едины во мнении, что его эксперименты были успешными.

Тем не менее, с 1973 года им предпринимаются новые попытки по составлению некого симбиоза африканской музыки и рок-ритмов. Такой эксперимент, по мнению самого музыканта, должен был дать весьма интересные результаты. Как бы там ни было, он стал важнейшим новатором в мире джаза и существенно видоизменил понимание о нем в 60-х годах, в то время как многие музыкальные критики считали, что его развитие уже прекратилось. Появление фри-джаза позволило по-новому взглянуть на возможности джаза. Теперь данное направление стало еще в меньшей степени быть зависимым от правил гармонии и ритма. Огромное значение теперь играла коллективная импровизация.

Все же стоит отметить, что публика, а также и сами музыканты не до конца понимали суть его музыкальных композиций и выполняемых импровизаций. Такой подход отражал его индивидуальность, что не всегда с полным пониманием воспринималось слушателями, которые желали слушать более «понятную» музыку.

В любом случае, его вклад в джаз был оценен по достоинству и в 2007 году было принято решение наградить его Пулитцировской премией. Без сомнения, его музыка существенно расширила горизонты джаза и позволила по-новому взглянуть на его возможности, которые, как казалось, были уже исчерпаны.

Похожие новости